
— Ответы на вопросы, которые интересуют потребителей можно найти в Законе Республики Беларусь «О защите прав потребителей» На некоторые моменты хочу обратить внимание жителей района. При приобретении товара внимательно знакомьтесь с информацией о нем (технический паспорт, инструкция по эксплуатации, этикетка, ярлык и т. д.). Эта информация должна быть полной и достоверной, на русском или белорусском языках.
Как правило, качественные товары можно обменять или вернуть в течение 14 дней с момента покупки, если обнаружили, что он вам не подходит. Данные требования подлежат удовлетворению, если товар не был в употреблении, сохранены его потребительские свойства и имеются доказательства приобретения его у данного продавца. Обращаем внимание потребителей на тот факт, что есть перечень непродовольственных товаров, не подлежащих обмену и возврату. Например, не подлежат обмену и возврату бижутерия, мебельные гарнитуры и наборы, парфюмерно-косметические товары. Не подлежат обмену и возврату качественные продовольственные товары.
— Инна Васильевна, какой совет Вы можете дать людям, которые заключают договор на оказание какой-либо услуги?
— Внимательно читайте договор, когда приобретаете какую-либо услугу (работу). Бывает, что условия договора противоречат требованиям законодательства, но такое встречается довольно редко. Многие условия об услуге не регулируются законодательством, а определяются по соглашению сторон. Например, сроки исполнения услуги, ее потребительские характеристики. Ваша подпись на договоре свидетельствует о том, что вы согласились со всеми его условиями. При приобретении товара (выполнении работы, оказании услуги) всегда просите продавца предоставить вам документы, подтверждающие его наименование и право на занятие этой деятельностью. У лица, которое непосредственно подписывает договор от имени продавца (исполнителя), также желательно попросить документы, подтверждающие полномочия, и проследить, чтобы сведения о нем были внесены в договор. Всегда берите чеки или иные документы, подтверждающие факт приобретения товара (работы, услуги). Все без исключения продавцы и исполнители услуг должны выдавать эти документы. И предприниматели на рынках в том числе. При отсутствии доказательств приобретения товара (работы, услуги) у конкретного продавца он может оспорить факт приобретения у него этого товара, оказания услуги.
— Подскажите, пожалуйста, как поступить покупателю, если он приобрел некачественный товар или ему оказали некачественную услугу?
— Если вы приобрели некачественный товар, имеете право потребовать по своему выбору:
• замену товара на качественный;
• безвозмездный ремонт;
• уменьшение покупной цены;
• возврат денег.
Если работа (услуга) выполнена некачественно, вы вправе потребовать по своему выбору:
• безвозмездное устранение недостатков выполненной работы;
• размерное уменьшение установленной цены выполненной работы (оказанной услуги);
• безвозмездное изготовление другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы (оказания услуги), если это возможно;
• возмещение понесенных расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами;
• расторгнуть договор о выполнении работы (оказании услуги) и потребовать возврата уплаченной за выполненную работу (оказанную услугу) денежной суммы.
Указанные требования вы вправе предъявить, если недостаток носит производственный, конструктивный или иной характер, произошедший по вине продавца или изготовителя. Но если недостаток произошел по вашей вине, воспользоваться гарантиями Закона вы не можете. Установить природу недостатка при возникновении спора поможет экспертиза
— Инна Васильевна, кто имеет право проводить экспертизу и как она оплачивается?
— Экспертиза должна быть проведена независимыми специалистами, имеющими разрешение на проведение такого рода исследований. Стоимость экспертизы оплачивается продавцом (исполнителем). Если в результате экспертизы качества товара (работы, услуги) установлена вина потребителя, последний обязан возместить продавцу (исполнителю) расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на транспортировку товара. Потребитель вправе принять участие в проверке качества и проведении экспертизы товара (работы, услуги) лично или через своего представителя, оспорить ее заключение только в судебном порядке, а также провести экспертизу товара (работы, услуги) за свой счет. Когда вы принимаете работу или услугу (например, химчистка, парикмахерская, фото-услуги и т. д.) и в ней есть явные недостатки, Вы должны заявить о них сразу!
— Возврат денег за некачественный товар вы можете потребовать в любом случае (даже если это сложно технический или дорогостоящий товар и в нем обнаружен несущественный недостаток). Есть перечень товаров, замену которых можно требовать только при наличии в них существенных недостатков. Если вы приобрели некачественный товар (работу, услугу), вы должны изначально обратиться к продавцу (исполнителю). Если продавца нет, вы имеете право обратиться по вопросу качества товара к поставщику, представителю. Потребитель вправе предъявить требование о незамедлительном безвозмездном устранении недостатков товара ремонтной организации.
Вы можете написать заявление (желательно в 2-х экземплярах). На вашем заявлении принявший должен поставить дату принятия и расписаться. Вы имеете право оставить свою жалобу в книге замечаний и предложений, которая должна быть предоставлена по первому требованию.
Подготовила Галина МЕЛЬНИКОВА.